Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов

Как правильно обжаловать действия налогового органа?

Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов

В соответствии со ст.

137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или иное обязанное лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, если такие акты, действия или бездействие, по мнению налогоплательщика (иного обязанного лица), нарушают их права. Иными словами, в НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на административное и судебное обжалование, причем только таких актов и деяний налоговых органов, которые нарушают его права и законные интересы.

При этом указание в жалобе предмета обжалования является существенным элементом жалобы, без которого обращение налогоплательщика не может быть признано жалобой.

Причинами возникновения споров, удовлетворения жалоб, исковых требований налогоплательщиков и отказов в удовлетворении исковых требований налоговых органов является, в частности, несоответствие законодательных актов друг другу, наличие пробелов в законодательстве о налогах и сборах и его частое изменение, неразрешенные противоречия в законодательстве о налогах и сборах, а также более сложный качественный состав рассматриваемых налоговых споров.

Значительное количество ошибок (нарушений) допускается налоговыми органами в процессе проведения камеральных и выездных налоговых проверок и оформления их результатов, а также неправильного применения законодательства о налогах и сборах по вопросам порядка уплаты налогов, неправильной квалификации налоговых правонарушений, неправильного исчисления налоговых санкций, пропуска срока давности согласно ст.115 НК РФ, нечеткой формулировки законодательства о налогах и сборах, неурегулированности некоторых вопросов.

Досудебный порядок разрешения споров с налоговыми органами

Разделом VII НК РФ установлен административный (досудебный) порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Правда, Кодекс не предусматривает подачу жалобы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в качестве обязательного досудебного порядка урегулирования налогового спора.

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Таким образом, налогоплательщик самостоятельно определяет, какие именно документы должны быть представлены вместе с жалобой.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может отозвать ее на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки, предусмотренные п.2 ст.139 НК РФ (в течение трех месяцев).

Согласно ст.138 НК РФ подача иска в арбитражный суд или суд общей юрисдикции не исключает права налогоплательщика на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

В регламенте рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, утвержденном Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290, устанавливается процедура рассмотрения налоговыми органами жалоб:

– налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено в п.5 ст.100 НК РФ);

– организаций и физических лиц при их несогласии с привлечением к административной ответственности в связи с нарушениями требований законодательства о применении контрольно-кассовых машин и работы с денежной наличностью;

– налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;

– физических лиц, являющихся должностными лицами организации, в связи с их привлечением к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц подаются в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок, по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом.

Жалобы налогоплательщиков рассматриваются в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.

Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.

К жалобе могут прилагаться следующие документы: акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права, акт налоговой проверки, первичные документы, подтверждающие позицию заявителя, а также иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Поступающие жалобы, как правило, направляются в юридические (правовые) подразделения налоговых органов, на которые возложена обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений.

Юридическое (правовое) подразделение налогового органа готовит рассмотрение жалобы налогоплательщика.

При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствует законодательству Российской Федерации, жалоба рассматривается в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения вышеуказанные лица извещаются заблаговременно. При неявке налогоплательщика жалоба рассматривается в его отсутствие.

По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа (заместителем руководителя, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением) принимается решение.

Пунктом 2 ст.140 НК РФ установлено, что по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе:

– оставить жалобу без удовлетворения;

– отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

– отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

– изменить решение или вынести новое решение.

Заявителю сообщается о принятии решения по жалобе в течение трех дней со дня его принятия.

Судебное обжалование действий налогового органа

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится посредством подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится посредством подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Причинами возникновения судебных споров налоговых органов с налогоплательщиками являются обязательность предъявления исков налоговых органов о взыскании с налогоплательщиков налоговых санкций, недобросовестность предпринимателей и физических лиц по выполнению своих обязанностей по уплате налогов, а также зачастую нежелание налогоплательщиков уплачивать доначисленные суммы налогов в добровольном порядке из-за сложившейся судебной практики. Пробелы в законодательстве о налогах и сборах, противоречия норм действующего законодательства приводят порой к тупиковым ситуациям, разрешение которых возможно только в судах.

Исковые заявления на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами.

Анализ результатов удовлетворенных судебными органами исков налогоплательщиков свидетельствует о том, что налоговыми органами не всегда соблюдаются требования ст.ст.

100, 101 НК РФ, а также часто нарушается процедура проведения и оформления результатов выездных налоговых проверок; в ряде случаев налоговыми органами неправильно применяется законодательство по применению налоговых санкций и исполнению обязанности по уплате налогов.

Иски налогоплательщиков удовлетворяются и из-за неурегулированности отдельных вопросов законодательства о налогах и сборах или противоречий в нем.

Анализ исков показывает, что имели место случаи нарушения налоговыми органами сроков давности, предусмотренных ст.ст.

48, 115 НК РФ, в соответствии с которыми налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта, а исковые заявления о взыскании задолженности с налогоплательщиков-предпринимателей направляются в суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В нарушение п.1 ст.107 НК РФ налоговые органы иногда привлекают к ответственности филиалы организаций, которые не являются субъектами налоговой ответственности, в связи с чем исковые заявления судом обоснованно оставляются без удовлетворения.

Кроме того, причинами вынесения решений в пользу налогоплательщиков являются и несовершенство часто меняющегося действующего законодательства, пробелы в законодательстве о налогах и сборах, используемые налогоплательщиками в целях уклонения от уплаты или уменьшения налоговых платежей, ошибки, допущенные налоговыми органами при проверках налогоплательщиков, вследствие неправильного применения норм права, а также широкое применение судами смягчающих обстоятельств при рассмотрении исков налоговых органов о взыскании налоговых санкций.

Основанием для отмены решения налогового органа является также несоблюдение должностными лицами отдельных налоговых органов требований ст.101 НК РФ, регламентирующей производство по делу о налоговых правонарушениях.

Причинами удовлетворения исков налогоплательщиков могут быть и несоблюдение налоговыми органами требований, предъявляемых к акту проверки, которые обязывают налоговые органы подробно описывать характер нарушения со ссылкой на первичные документы.

Причинами вынесения судами решений в пользу налогоплательщиков являются часто и положения НК РФ, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности толкуются в пользу налогоплательщиков, и налоговые органы должны доказывать обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении.

Значительное количество судебных решений в пользу налогоплательщиков выносится по спорам о правомерности начисления налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, соответствующих пеней и санкций за неуплату налогов по результатам выездных налоговых проверок подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. Исходя из непредпринимательского характера деятельности этих органов судебная практика не относит подразделения вневедомственной охраны к плательщикам вышеперечисленных налогов, а получаемые ими за осуществление охранной деятельности средства – к выручке от реализации.

При принятии к рассмотрению исков налогоплательщиков об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов суды исходят из того, что ответчиком по такому спору истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.

Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Кроме того, поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.

Судебные издержки

В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

(по материалом журнала “Налоговый вестник” за 2003 год)

Источник: http://www.pravowed.ru/weekly/2003/44/16

Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов

Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов

Неправомерные действия налоговых органов или бездействие сотрудников ФНС, могут стать причиной убытков налогоплательщиков.

Государство, выступая гарантом защиты законных интересов участвующих сторон, предоставило гражданам, чьи права были нарушены сотрудниками налоговой структуры, возможность обжаловать соответствующие акты, действия и бездействие должностных лиц и тем самым защитить свои права.

Служба по контролю и сбору налогов, осуществляя свою деятельность, обязана соблюдать принцип законности, однако это условие не всегда соблюдается. Факты правонарушений имеют место не только со стороны налогоплательщиков и налоговых агентов, но и самих служащих ФНС.

В случае ненадлежащего исполнения либо неисполнения представителями налоговых органов своих должностных обязанностей, налогоплательщики могут не только обжаловать незаконные решения, но и получить компенсацию.

Чем отличается обжалование действий и бездействия от актов и решений

В ст. 2 Налогового кодекса РФ определено, что отношения в сфере налогов носят властный характер, что подразумевает строгое подчинение и исполнение одной стороны (налогоплательщики) власти другой (работники ФНС).

В качестве меры компенсации такого рода публичной направленности в области действия налогового законодательства, государство предприняло шаги по защите частных интересов как физических, так и юридических лиц от неправомерных решений и фактов злоупотребления сотрудниками инспекции своими полномочиями.

Одним из вариантов таких гарантий для защиты интересов плательщиков, стало законное право обжаловать как действия или же бездействие сотрудников налоговой службы, так и акты с решениями, которые необоснованно были вынесены ими.

Таким образом, если гражданин считает, что решения или действия служащих ФНС противоречат закону, а значит, нарушают его права, то в соответствии со ст. 137 НК РФ он вправе их обжаловать.

Законодательную реализацию этой возможности предоставляют главы 19 НК РФ и 20 НК РФ, где поэтапно определен весь порядок действий. Дополнительно особенности этого механизма отражены в процессуальном кодексе — гл. 22 КАС РФ.

Проанализировав указанные нормы, следует подчеркнуть две главные особенности:

В качестве предмета, что может выступить объектом для подачи жалобы, являются:

  • действия инспекторов налоговой службы;
  • ненормативные правовые акты, выносимые ФНС;
  • бездействие служащих налоговых органов.

Для обжалования необходимо наличие следующих условий и факторов:

  • неправомерность ненормативных правовых актов, выносимых органами ФНС, бездействие и действия определенных служащих;
  • своевременность, т.е. нужно подать судебную или административную жалобу в сроки, установленные действующим законом;
  • личная заинтересованность лица, которое предпринимает шаги и обжалует ряд актов, действия, решения должностного лица налогового органа, поскольку таковые нарушают его законные интересы.

Какие действия можно оспорить

Деятельность ФНС, как указано в ст. 33 НК РФ, должна производиться с требованиями Налогового кодекса РФ, при этом учитывая и другие законы, что действуют на федеральном уровне.

Однако это положение не во всех случаях имеет практическую реализацию.

Этот момент объясняет количество претензий, которые направляют налогоплательщики, чтобы обжаловать действия сотрудников инспекции, если они противоречат действующему законодательству.

При этом в понятие «действие» должностного лица вкладывается следующий смысл – это волеизъявление лица, которое носит властный характер, но не выражается в виде ненормативного акта, однако нарушает права и свободы лица, тем самым создает препятствия для их полной реализации.

Исходя из определения, список действий ФНС, которые носят неправомерный характер и становятся основанием для обжалования, объемен. Анализ практики по рассмотрению судебных дел помог определить наиболее распространенные основания.

Выдача справок

Граждане нередко обращаются в ФНС за справками о состоянии расчетов с бюджетом. Этот документ содержит информацию относительно наличия задолженности по уплате налогов и сведения о применении штрафов и пеней. Рутинность работы выполняемой Федеральной службой по сбору налогов нередко становится причиной несоблюдения сроков, которые установлены в законодательстве.

Прежде всего, это касается тех сроков, которые отводятся на:

  1. Обращение взыскания на средства (ст. 46 НК РФ), что принадлежат ИП и ЮЛ, находящиеся на банковских счетах налогоплательщика;
  2. Обращение взыскания на имущество (ст. 47 НК РФ), которое принадлежит физ. лицам (не индивидуальные предприниматели);
  3. Направление требований для граждан и юридических лиц для уплаты налогов (ст. 70 НК РФ);
  4. Обращение взыскания на иную собственность (ст. 47 НК РФ) во владении ИП или ЮЛ.

Налогоплательщик, если обращался в суд и обжаловал сроки, в случае положительного рассмотрения его заявления, вместе с судебным актом, когда документ вступил в законную силу, приходит в инспекцию. Данная бумага как указано в Налоговом кодексе (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ) дает возможность признать его сумму задолженности по уплате налогов безнадежной к взысканию.

Официальная практика, которая сложилась в Московском и Поволжском округе, говорит о положительном рассмотрении такого рода вопросов, суд встает на сторону налогоплательщиков.

Начисление налогов

Общее правило предусматривает, что сумма налога, которую следует уплатить в бюджет, налогоплательщик рассчитывает самостоятельно. Однако в ряде случаев, когда вопрос касается транспортного, земельного или налога на имущество физических лиц сотрудники ФНС (ст. 362 и 396 НК РФ) берут функцию по исчислению данных сумм на себя.

Таким образом, гражданам в срок не позднее 30 дней, до момента оплаты, направляется налоговое уведомление.

Снятие с учета транспортного средства, продажа квартиры или иная информация, не вовремя поступившая в ФНС, нередко становятся причиной ошибочного направления физ. лицам уведомлений на уплату. По действующему законодательству, такого рода шаги суды признают незаконными.

Инкассовые поручения в банк

Срок, в течение которого в финансовое учреждение направляется инкассовое поручение, составляет не более двух месяцев. Когда истек период, который отводится лицу для уплаты суммы налога (для добровольного исполнения законных требований), именно с этого момента исчисляется срок, необходимый для принятия ИФНС решения о принудительном взыскании.

Наиболее частый повод для обращения в суд по такому роду вопросов – несоблюдение 2-х месячного срока – бездействие должностных лиц ИФНС, которое обжалуют ФЛ и ЮЛ.

Мероприятия контроля

Действия сотрудников инспекции в связи с выполнением мероприятий контроля можно назвать еще одним поводом для судебного разбирательства.

Чаще всего это:

  1. Деятельность служащих по выемке документов или предметов по делу;
  2. Истребование у лиц ряда документов, необходимых в том числе и для исчисления налогов;
  3. Действия сотрудников ФНС по осмотру помещений, принадлежащих налогоплательщику.

Какое бездействие можно оспорить

Отказ инспекторов налоговой службы выполнять какие-либо действия – распространенная причина для обжалования.

Бездействие – пассивное поведение лиц, которые находятся на службе федерального органа исполнительной власти или же неисполнение возложенных на него НПА и другими актами (инструкции, регламенты, положения) ряда соответствующих должностных обязанностей.

Таким образом, отказ инспектора ФНС возвратить средства, которые лицо излишне уплатило в казну государства, или наоборот, вернуть сумму, что ошибочно была взыскана с налогоплательщика, является фактом бездействия.

Невыплата средств, составляющих проценты от суммы налога, превышающего требуемый размер — также повод обжаловать действия сотрудников налоговой. Все это подробно изложено в п. 6 ст. 78 НК РФ и п. 5 ст.

79 НК РФ, поэтому невозврат средств и невыплата процентов – нарушение закона.

Кто, на кого и куда имеет право жаловаться

Налогообложение – непростой вопрос. За несоблюдение налогового законодательства предусмотрено серьезное наказание. Чаще всего с проблемами выплат сталкиваются предприниматели. Они постоянно предоставляют в ФНС большое количество документации.

Ошибкой физ. лиц, как правило, становится уплата налогов в большем или меньшем размере, нежели это требуется по закону.

Если гражданин желает вернуть излишне уплаченные средства, то ему требуется лишь письменно составить заявление и подать его в ИФНС. Налоговая служба имеет порядка 30 дней для рассмотрения обращения.

Законом предусмотрен и электронный вариант (п. 6 ст. 78 НК РФ) направления просьбы посредством электронной формы или зайдя в личный кабинет. Для этого необходим лишь доступ к официальной странице ведомства и наличие электронной подписи, которая подтверждена.

Не получив обратно в месячный срок затраченные средства, лицо имеет право составить жалобу (ст. 137 НК РФ), где подробно изложить несвоевременные действия налоговой инспекции, которые нарушили права гражданина.

Для этого действия закон предоставляет налогоплательщикам срок в 12 месяцев с момента выявления соответствующего нарушения.

Вышестоящая инстанция: процедура, сроки, особенности

Статья 138 Налогового кодекса РФ прямо указывает, что следует делать ФЛ или ЮЛ в том случае, если служащие ФНС выполняя расчеты, допустили ошибки. В первую очередь, данная информация предоставляется в вышестоящий орган. В налоговой службе это региональное управление. Если гражданин является жителем области, то ему следует обращаться с заявлением в столицу субъекта.

Жалобу допускается составить в письменной форме, отправив ее Почтой России или другой коммерческой службой, указав адрес и индекс местного управления ФНС. Значительно увеличит шансы на своевременную доставку претензии адресату, если будет объявлена ценность письма.

Важно отметить, что гражданин вправе подать жалобу в вышестоящую инстанцию исключительно того района, где он проживает. Если лицо в связи с командировками активно перемещается по разным регионам, это не дает ему право писать заявление в любом местном УФНС по пути своего следования. Это обосновано временными и трудовыми затратами, что делает такой процесс неэффективным.

Судебные органы: процедура, сроки, особенности

Источник: https://investim.info/poryadok-obzhalovaniya-deystviy-dolzhnostnyh-lic-nalogovyh-organov/

ЗаконоСфера
Добавить комментарий