Судебно психологическая экспертиза несовершеннолетних

Содержание
  1. Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве
  2. Gabidullova  Elvira
  3.  
  4. Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых
  5. Правовые основы, регулирующие осуществление экспертизы несовершеннолетних обвиняемых
  6. Вопросы, на которые отвечает специалист, производящий экспертизу несовершеннолетних обвиняемых
  7. Психологическая экспертиза ребенка для суда
  8. Для чего суду и органам опеки необходима экспертиза детей и детско-родительских отношений?
  9. Для чего адвокатам необходима экспертиза детей и детско-родительских отношений?
  10. Для чего родителям необходима экспертиза детей и детско-родительских отношений?
  11. Разногласия между родителями – что делать?
  12. Интересы ребенка. Как проводится экспертиза?
  13. Возможности экспертного исследования нарушений психики и деятельности детей, обусловленных органическими факторами

Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве

Судебно психологическая экспертиза несовершеннолетних

ОСОБЕННОСТИ  СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ЭКСПЕРТИЗЫ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  В  УГОЛОВНОМ  СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Габидуллова  Эльвира  Рафиковна

студент  2  курса,  Набережночелнинский  институт  Казанского  (Приволжского)  федерального  университета,  РФ,  г.  Набережные  Челны

E-mail:  elviragabidullova@yandex.ru

Камалиева  Лиана  Александровна

канд.  юрид.  наук,  старший  преподаватель  кафедры  уголовного  права,

Набережночелнинский  институт  Казанского  (Приволжского)  федерального  университета,  РФ,  г.  Набережные  Челны

E-mail:  2011lk@mail.ru

FEATURES  OF  JUDICIAL-PSYCHOLOGICAL  EXAMINATION  OF  MINORS  IN  CRIMINAL  PROCEEDING

Gabidullova  Elvira

2nd  year  student,  Naberezhnye  Chelny  Institute,  Kazan  (Volga  Region)  Federal  University,  Russia  Naberezhnye  Chelny

Camalieva  Liana

candidate  of  Science,  Senior  teacher  of  the  department  of  criminal  law,  Naberezhnye  Chelny  Institute,  Kazan  (Volga  Region)  Federal  University,  Russia  Naberezhnye  Chelny

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматриваются  проблемные  вопросы  назначения  и  производства,  а  также  особенности  основных  видов  судебно-психологической  экспертизы  в  отношении  несовершеннолетних.

ABSTRACT

The  article  studies  problems  in  appointment  and  execution  of  judicial-psychological  examination,  and  also  the  features  of  main  types  of  judicial-psychological  examination  of  minors.

Ключевые  слова:  производство  судебно-психологической  экспертизы;  назначение  судебно-психологической  экспертизы;  судебно-психологическая  экспертиза  несовершеннолетних,  судебно-психологическая  экспертиза;  экспертиза.

Keywords:  Execution  of  judicial-psychological  examination,  appointment  of  judicial-psychological  examination,  judicial-psychological  examination  of  minors,  judicial-psychological  examination;  examination.

 

Судебно-психологическая  экспертиза  (далее  —  СПЭ)  как  один  из  видов  судебных  экспертиз,  применяется  в  следственно-судебной  практике  для  проведения  исследований  с  привлечением  специалистов-психологов  с  целью  выработки  заключения,  которое  могло  бы  являться  одним  из  доказательств  по  уголовному  делу  [6,  с.  494].  Данная  экспертиза  производится  по  постановлению  следователя  или  определения  суда,  получает  все  большее  распространение  в  судебной  практике.

Необходимость  проведения  СПЭ  появляется  при  расследовании  преступлений  против  жизни,  здоровья,  свободы  и  достоинства  личности,  против  собственности,  против  общественной  безопасности,  общественного  порядка  и  здоровья  населения,  а  также  преступлений  несовершеннолетних  (ст.  196  УК  РФ)  [8].  Как  правило,  подобная  экспертиза  назначается  в  отношении  лиц,  не  вызывающих  сомнений  в  состоянии  их  психического  здоровья. 

Статистика  преступлений  показывает,  что  из  всего  1012563  зарегистрированных  лиц,  совершивших  преступления  в  России  на  2013  год  приходится  60761  (+2,2  %)  несовершеннолетних  лиц.

  При  этом  предварительно  расследовано  1757  (+2,6  %)  особо  тяжких,12877  (+0,5  %)  тяжких  преступлений,  34730  (+4,8  %)  средней  тяжести  и  17861  (+7,5  %)  небольшой  степени  тяжести  преступлений,  совершенных  несовершеннолетними  или  при  их  участии.  Предварительно  из  них  расследовано  67225  (+4,6  %)  преступлений  [3].

  По  данным  МВД  РФ  с  января  по  декабрь  2013  года  по  России  почти  каждое  восемнадцатое  преступление  совершено  несовершеннолетними  лицами  или  при  их  участии  [4].

Что  касается  Республики  Татарстан,  то  в  2013  году  официально  выявлено  из  20355  лиц,  совершивших  преступления,1066  несовершеннолетних  лиц.

  Из  них  предварительно  расследовано  51  (+70  %)  особо  тяжких,  291  (+5,8  %)  тяжких,  621  (-19,2  %)  средней  тяжести  и  422  (-6,2  %)  небольшой  степени  тяжести  преступлений,  совершенными  несовершеннолетними  лицами  или  при  их  участии  [3].

Самый  первый  опыт  проведения  СПЭ  в  России  был  в  1883  году  и  назывался  экспертизой  чувств  и  впечатлений,  автором,  которого  был  известный  юрист,  общественный  деятель  А.Ф.  Кони.

  Например,  основателями  западноевропейской  СПЭ  являются  такие  известные  ученые,  как  В.  Штерн,  Г.  Гросс,  К.  Марбе.  Основоположником  отечественной  СПЭ  является  Л.Е.  Владимиров.  Из  современных  отечественных  исследователей  следует  отметить  М.М.

  Коченова,  М.В.  Костицкого,  А.И.  Кудрявцева,  Ф.С.  Сафуанова  [2,  с.  6].

Объектом  исследования  СПЭ  являются  психические  проявления  человека,  которые  не  выходят  за  пределы  нормы.

  С  ее  помощью  можно  получить  данные,  которые  позволяют  понять  и  правильно  оценить  особенности  психической  деятельности  и  проявлений  людей,  которые  имеют  значение  для  выводов  правового  характера,  а  также  способствует  правильной  оценке  показаний  подозреваемых,  обвиняемых,  подсудимых,  свидетелей  и  потерпевших  в  случаях,  когда  они  вызывают  сомнение  в  своей  достоверности. 

Предметом  СПЭ  является  выяснение  возможности  допрашиваемого  лица  в  силу  индивидуальных  особенностей  протекания  психических  процессов  адекватно  воспринимать,  сохранить  в  памяти  и  воспроизвести  сведения  о  фактах,  подлежащих  доказыванию. 

В  практике  очень  часто  бывает,  что  несовершеннолетние  искажают  или  изменяют  показания,  и  такого  рода  действия  затрудняют  следствие  по  делу,  поскольку  несовершеннолетний  не  несет  ответственности  за  дачу  заведомо  ложных  показаний.

  В  таком  случае  заключения  экспертов-психологов  используются  для  оценки  показаний  несовершеннолетних  в  силу  их  фантастической  окраски,  а  также  склонности  к  внушению  и  конфабуляциям.

  Из-за  возрастных  особенностей  несовершеннолетнего,  а  именно  в  период  глубоких  переживаний,  происходящих  на  фоне  личностных  конфликтов,  физиологических  изменений  следует  учитывать  личностные  особенности  несовершеннолетнего,  особенности  воспитания  и  т.  д.

  Отказ  от  проведения  подобной  экспертизы  может  привести  к  невосполнимой  утрате  доказательств,  к  тому,  что  преступление  будет  не  раскрыто,  виновные  лица  освободятся  от  наказания.

Несовершеннолетними  по  действующему  законодательству  являются  лица,  не  достигшие  18  лет  (ч.  1  ст.  87  УК  РФ).  Уголовная  ответственность  по  действующему  законодательству  наступает  с  16  лет  (ч.  1  ст.  20  УК  РФ),  но  за  некоторые  преступлении,  например,  убийство,  кража,  разбой,  грабеж  и  др.

,  уголовной  ответственность  наступает  с  14  лет  (ч.  2  ст.  20  УК  РФ).  При  определении  психического  состояния  несовершеннолетнего,  уровня  его  интеллектуального  и  умственного  развития,  т.е.

  во  многом  от  результатов  исследования  экспертов-психологов  зависит  то,  что  будет  ли  вообще  привлечен  несовершеннолетний  к  уголовной  ответственности.

В  УК  РФ  четко  различаются  две  основные  формы  отставания  и  отклонения  в  психическом  развитии  —  имеющий  прямую  связь  с  психическим  расстройством  и  отсутствие  такой  связи.

  Указывается,  если  несовершеннолетний  достиг  возраста,  с  которого  наступает  уголовная  ответственность,  «но  вследствие  отставания  в  психическом  развитии,  не  связанном  с  психическим  расстройством,  во  время  совершения  общественно  опасного  деяния  не  мог  в  полной  мере  осознавать  фактический  характер  и  общественную  опасность  своих  действий  (бездействия)  либо  руководствовать  ими,  он  не  подлежит  уголовной  ответственности»  (ч.  3  ст.  20  УК  РФ).  Данное  явление  в  психологии  называется  дизонтогенез  —  задержка  умственного  развития,  диссоциированное  поведение,  умственная  отсталость.  Ошибочным  мнением  считается  то,  что  педагогическая  запущенность  и  низкая  неуспеваемость  являются  показателями  отставания  в  психическом  развитии  несовершеннолетнего. 

Другое  течение  обстоятельств  предполагает  отставание  в  психическом  развитии  в  силу  различных  психических  болезней,  при  котором  несовершеннолетний  привлекается  к  уголовной  ответственности  и  может  быть  основанием  для  назначения  принудительных  мер  медицинского  характера  (ст.  22  УК  РФ). 

Другой  вид  СПЭ,  которая  также  проводится  по  уголовным  делам  с  участием  несовершеннолетнего,  носит  название  судебно-психологической  экспертизы  способности  несовершеннолетнего  свидетеля  или  потерпевшего  правильно  воспринимать  обстоятельства,  имеющие  значение  для  дела,  и  давать  о  них  правильные  показания.  Поводом  для  проведения  этой  экспертизы  может  служить  принципиальные  несовпадения  содержания  показаний  свидетеля  или  потерпевшего  с  другими  данными  уголовного  дела,  данные  о  психическом  состоянии  в  момент  восприятии  информации,  большой  срок  давности,  которые  содержатся  в  показаниях  свидетеля  или  потерпевшего  и  др.  Следует  отметить,  что  такой  вид  экспертизы  производится  только  с  их  согласия  или  согласия  их  законных  представителей  (ч.  4  ст.  195  УПК  РФ)  [7].

В  компетенцию  психолога-эксперта  входят  ответы  на  следующие  вопросы: 

1.  Имеется  ли  у  несовершеннолетнего  обвиняемого  отставание  в  психическом  развитии,  которая  не  имеет  прямую  связь  с  психическим  расстройством?

2.  Мог  ли  несовершеннолетний  обвиняемый  во  время  совершения  инкриминируемого  ему  деяния  осознавать  фактический  характер  и  степень  общественной  опасности  своих  действий  либо  руководить  ими,  и,  если  мог,  то  в  полной  ли  мере? 

Экспертное  психологическое  исследование  касается,  прежде  всего,  сугубо  конкретных  действий,  совершенных  в  конкретных  условиях.

  Поэтому  поведение  испытуемого  следует  рассматривать  в  неразрывном  единстве  с  ситуацией,  в  которой  были  совершены  противоправные  поступки  [1,  с.  76].  Данное  условие  отмечено  в  Постановлении  Пленума  Верховного  Суда  РФ  от  1  февраля  2011  г.

  №  7  «О  судебной  практике  применения  законодательства,  регламентирующего  особенности  уголовной  ответственности  и  наказания  несовершеннолетнего»,  в  котором  указывается  необходимость  максимально  индивидуального  подхода  к  исследованию  обстоятельств  совершенного  деяния,  и  соизмеримости  как  личностными  особенностями,  так  и  обстоятельствами  совершенного  деяния  [5].

Оценка  экспертного  заключения,  составленная  по  итогам  СПЭ  должна  быть  направлена  на  установление  соответствия  заключения  эксперта  требованиям  норм  Уголовно-процессуального  Кодекса  РФ,  а  также  Федерального  закона  «О  государственной  судебно-экспертной  деятельности  в  Российской  Федерации»  от  31.05.2001  г.

  №  73-ФЗ,  а  именно:  формальная  компетентность  экспертов,  подтвержденная  наличием  образования  и  стажем  работы,  отсутствие  оснований  для  отвода  эксперта,  соблюдение  прав  несовершеннолетнего  обвиняемого  при  производстве  судебной  экспертизы,  соответствие  экспертного  заключения  процессуальным  требованиям  [7,  9].

Судебно-психологическая  экспертиза  позволяет  при  расследовании  уголовных  дел  с  объективной  точки  зрения  рассмотреть  степень  и  способность  подростка  понимать  значение  своих  действий  и  подойти  к  нему  с  более  глубокой  научной  точки  зрения,  чем  другие  виды  экспертиз.

  Потребность  в  применении  такой  экспертизы  при  расследовании  и  рассмотрении  в  суде  уголовных  дел  с  участием  несовершеннолетних  обусловливается  необходимостью  совершенствования  уголовно-процессуального  законодательства,  разработки  положений,  регулирующих  вопросы  назначения  и  производства  данного  вида  экспертного  исследования.

Список  литературы:

  1. Коченов  М.М.  Введение  в  судебно-психологическую  экспертизу  /  М.М.  Коченов.  М.:  Изд-во  Моск.  ун-та,  1980.  —  117  с.
  2. Нагаев  В.В.  Основы  судебно-психологической  экспертизы:  Учеб.  пособие  /  В.В.  Нагаев.  М.:  ЮНИТИ-ДАНА,  Закон  и  право,  2000.  —  333  с.

Источник: https://sibac.info/conf/law/xxxvi/37982

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

Судебно психологическая экспертиза несовершеннолетних

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых является разновидностью судебно-психологических исследований и имеет важное, а подчас даже и первостепенное, значение при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними преступниками, так как способствует прояснению мотивов обвиняемого, уточнению состояния обследуемого во время совершения преступления, и так далее. Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых так же способна обнаружить возрастную симуляцию предполагаемого преступника. Возраст наступления уголовной ответственности в Российской Федерации составляет 14 лет, что установлено законодательно. Предполагается, что, достигнув данного возраста, подросток усвоил основные социальные и нравственные нормы, а также способен всецело понимать смысл своих действий и осознавать их возможные последствия. Закон, тем не менее, рассматривает случаи задержки психического развития подростков, причем особо подчеркивается тот факт, что причиной данных задержек не являются разнообразные душевные недуги.

Основополагающей целью экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, таким образом, является исследование способности подростков в полной мере руководить своими поступками и осознавать их истинный смысл и влияние на окружающих.

Экспертиза производится, как правило, в отношении подозреваемых лиц, у которых наблюдаются признаки несоответствия календарному возрасту, признаки задержек и отклонений в развитии (как психологическом, так и интеллектуальном), не связанных с психическими заболеваниями.

На сегодняшний день разработаны критерии оценки способности человека к осознанию содержания своих действий и способности руководить ими.

Человек полностью осознает значение совершаемых им поступков, если:

  • Правильно трактует содержание своего поведения;
  • Понимает цели предпринятых им усилий и совершенных поступков;
  • Предвидит прямой результат своих действий, а также их косвенные последствия;
  • Производит оценку собственных действий исходя из существующих на сегодняшний день положений закона, а также с точки зрения преобладающей в обществе морали и нравственных принципов.

Способность человека управлять своими действиями выражается в следующем:

  • Возможность свободного и осознанного целеполагания для своих последующих действий.
  • Свобода в выборе способов достижения поставленных целей.

Современная теория развития личности устанавливает, что способность человека к полному осознанию и руководству собственными действиями достигается при достаточно высоком уровне психической и интеллектуальной зрелости, что, в свою очередь, является показателем состояния человека и представляет собой результат его личностного развития.

Задержки в развитии подростков могут иметь самые разнообразные причины, проявляться во множестве форм и видов. Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых в обязательном порядке учитывает общие закономерности развития психики подростка, а именно:

  • Постепенное усложнение психической деятельности;
  • Изменение структуры познавательных процессов – по пути углубления и совершенствования таковых;
  • Формирование более сложной парадигмы отношений с окружающим миром;
  • Совершенствование практической и умственной деятельности;
  • Эволюция сознания и самосознания.

При этом следует понимать, что становление психики ребенка и подростка осуществляется в постоянном контакте с внешним миром и под его непрерывным воздействием. Причины отставания подростка в развитии в обязательном порядке рассматриваются при производстве экспертизы несовершеннолетних обвиняемых.

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых устанавливает психический возраст обследуемого подростка. Авторы многих теорий развития разделяют жизнь несовершеннолетнего на периоды взросления различным образом.

Эти периоды могут быть связаны с условным возрастом обучения в основных школьных ступенях, а также могут базироваться на сугубо возрастном делении в соответствии с теми или иными признаками развития. Основная же задача эксперта лежит вне рамок существующих классификаций.

Она заключается в определении факта достижения обследуемым психологического состояния, при котором он способен определять цели своей деятельности, руководить ею и осознавать природу и последствия своих действий.

При проведении экспертных мероприятий, а также в ходе расследования совершенного преступления, во главу угла ставится соблюдение судебными и следственными органами прав несовершеннолетних граждан.

Правовые основы, регулирующие осуществление экспертизы несовершеннолетних обвиняемых

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых назначается и производится в обязательном соответствии следующим законодательным актам:

  • Закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • Закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Вопросы, на которые отвечает специалист, производящий экспертизу несовершеннолетних обвиняемых

Перед проведением экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, специалисту, ее осуществляющему адресуется список вопрос. Эксперт должен дать свои профессиональные ответы на данные вопросы в процессе производства экспертных мероприятий, а также непосредственно после их окончания.

Перечень вопросов составляется в каждом конкретном случае проведения исследования и зависит от обстоятельств дела, а также от целей и задач выполняемого анализа. Приведенный список не является полным, он отражает общий круг проблем, над которыми работают эксперты, проводящие данное исследование. В то же время.

Не все из приведенных вопросов могут быть адресованы эксперту, так как только часть их будет необходимой и достаточной для достижения цели назначенной экспертизы несовершеннолетних обвиняемых.

  • Установлены ли у наблюдаемого подростка признаки отставания в психологическом или интеллектуальном развитии, не связанные с душевными заболеваниями?
  • В чем выражаются обнаруженные признаки задержки в развитии?
  • Отличается ли обследуемый подросток повышенной внушаемостью?
  • Позволяет ли уровень психического развития обследуемого гражданина руководить собственными действиями?
  • Позволяет ли уровень психического развития обследуемого гражданина полностью осознавать характер и природу совершаемых им поступков, а также возможные их прямые и косвенные последствия?
  • Каковы причины установленной психической отсталости у несовершеннолетнего обвиняемого?
  • Каковы семейные и социальные обстоятельства жизни несовершеннолетнего обвиняемого? Могли ли они оказать воздействие на формирование личности обследуемого человека?
  • Могли ли обстоятельства расследуемого дела оказать эмоциональное воздействие на обвиняемого и повлиять на уровень осознания своих действий?
  • Какие личностные особенности обследуемого подростка обнаружились в ходе производства экспертизы несовершеннолетних обвиняемых?
  • Каким образом выявленные индивидуальные личностные особенности несовершеннолетнего обвиняемого могли оказать воздействие на его поведение во время совершения им противоправного действия?
  • Наблюдаются ли в поведении несовершеннолетнего обвиняемого признаки симулирования задержки психического или умственного развития?
  • Каков психологический возраст несовершеннолетнего обвиняемого? Соответствует ли он его календарному возрасту?

Источник: https://sudexpa.ru/expertises/ekspertiza-nesovershennoletneykh-obviniaemykh/

Психологическая экспертиза ребенка для суда

Судебно психологическая экспертиза несовершеннолетних

   Когда разваливается семья и муж с женой расстаются, от этого сильнее всего страдают их дети.

 Часто развод сопровождается конфликтами, разделом имущества и определением места жительства ребёнка, графика и порядка встреч с несовершеннолетним.

      И конечно, больше всего от этого, страдают дети. Последствия развода родителей ребенок может пронести через всю свою жизнь.

    Если родители не установили со-родителькие отношения и не смогли мирно договориться, то в этот процесс вовлекаются не только все ближайшие родственники и адвокаты, органы опеки и попечительства, а также суд и комиссия по делам несовершеннолетних.

  • определение места жительства ребенка;

  • определение частоты встреч с отдельно проживающим родителем;

  • определить порядок встреч с отдельно проживающим родителем.

Для чего суду и органам опеки необходима экспертиза детей и детско-родительских отношений?

  Судебное решение должно основываться на конкретных доказательствах. Самыми важными из них являются документы и вещественные доказательства. Для оценки деятельности конкретного судьи самое важное – чтобы его решения никто не смог отменить.

   По результатам производства экспертизы комиссия экспертов составляет официальный документ – Заключение эксперта (ст.86 ГПК РФ). В нем судебные эксперты официально документируют фактические сведения, отражающие содержание психической жизни и отношения ребенка к каждому родителю. Именно поэтому для суда так важно получить это  Заключение.

   Судебное решение, принятое на основании объективного заключения психологической экспертизы ребенка практически невозможно оспорить и отменить.

Для чего адвокатам необходима экспертиза детей и детско-родительских отношений?

   В силу специфики профессиональной деятельности адвокат формируют и защищает позицию клиента в суде. Данную позицию надо подтверждать документально, потому-что просто слова в суде ничего не значат.

    Кроме того, линию защиты своего клиента лучше формировать на основе объективных данных. Именно Заключение эксперта – источник этих данных и доказательств. Поэтому адвокату необходимо это заключение. 

   Если заключение «выгодное» – им адвокат подтверждает и обосновывает позицию своего клиента. Если «невыгодное» – адвокат видит недостатки этой позиции и может своевременно принять необходимые меры. 

Для чего родителям необходима экспертиза детей и детско-родительских отношений?

     Если родители вступили в борьбу за определение места проживания совместного ребенка многие важные решения они склонны принимать с учетом мнения своего дитя. 

    Вместе с тем родительский конфликт провоцирует у ребенка поведение, при котором он скрывает от родителей свое фактическое мнение относительно желаемого места проживания. 

   Нередки даже ситуации, при которых дети говорят своим родителям именно то, что хочет слышать каждый из них.  В этой путанице бывает крайне сложно разобраться не только самому ребенку, но и родителям.

       И конечно же каждому любящему родителю необходимо понимать своего ребенка  и хочется своевременно оказать ему помощь при наличии психологических проблем.

По итогам экспертизы

родители получают объективные сведения: 

  • о психологических особенностях ребенка;

  • о особенностях отношения ребенка к каждому из родителей;

  • о мнении ребенка относительно выбора места проживания;

  • о мнении ребенка относительно порядка и частоты встреч с отдельно проживающим родителем;

  • о наличии негативного психологического воздействия на ребенка со стороны кого-либо из родителей;  

  • о психологических травмах ребенка (если имеются) и их источниках;

      Таким образом Заключение эксперта по результатам психологической или психолого-педагогической экспертизы детей удовлетворяет потребностям всех участников гражданского процесса по делам о разводе, определении места жительства ребенка и определении порядка встреч с отдельно проживающим родителем.

      Суду помогает принять обоснованное решение, адвокатам – обосновать и доказать позицию клиента, родителям – понять своего ребенка и получить достоверную информацию о состоянии психики ребенка, его желаниях, мнениях, отношениях и имеющихся проблемах.

Если Вы собрались прекратить семейно-брачные отношения, а также если Вы участвуете в судебном процессе по определению места жительства Вашего ребёнка или добиваетесь установления порядка встреч с ним, Вам необходимо знать несколько важных обстоятельств.

    Если Вы не договорились со вторым родителем, окончательное решение о месте проживания ребёнка суд принимает только с учетом заключения психологической или психолого-педагогической экспертизы ребёнка и документально зафиксированного мнения представителя органов опеки и попечительства.

    Психологическую экспертизу ребенка может провести любой из родителей даже в отсутствие и без получения согласия другого родителя. По делам об определении места жительства ребёнка проводится психологическая экспертиза, по делам о порядке встреч – комиссионная психолого-педагогическая экспертиза.

    Психологическая и психолого-педагогическая экспертизы детей, родителей и детско-родительских отношений не проводятся в отношении группы лиц. На каждого участника судебной экспертизы должно быть составлено отдельное Заключение экспертизы. Заключение в отношении группы лиц по данным видам экспертиз законодательством не предусмотрено и не может рассматриваться как доказательство.

       Проконсультироваться с судебным экспертом-психологом по вопросам проведения психологической экспертизы ребенка, родителей или детско-родительских отношений можно по телефону: 8 (495)-118-31-03

      Получить письменный ответ на Ваш вопрос можно, послав запрос на электронную почту:

v@psy-expert.ru

      Психологические экспертизы детей и родителей проводятся по адресу:

125009, г. Москва, ул. Тверская, д.20, стр.1,  станции метро : Пушкинская, Тверская, Чеховская

  В соответствии со ст. 65 Семейного Кодекса РФ, “Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

  Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

  При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

  Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей.

Разногласия между родителями – что делать?

     Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

     При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учётом мнения детей.

При этом суд учитывает привязанность ребёнка к каждому из родителей, братьям и сёстрам, возраст ребёнка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребёнком, возможность создания ребёнку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

      По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учётом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства”.      

Интересы ребенка. Как проводится экспертиза?

     Учитывая указанные требования российского законодательства, очевидно, что для того, чтобы ответить суду на вопросы о том, соблюдаются ли “интересы детей”, приносит ли кто-либо из родителей вред “психическому состоянию” или “нравственному развитию” ребёнка, осуществляет ли кто-либо из родителей “пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей” и т.д., необходимо проведение экспертных исследований экспертами-психологами.

 Психологическая и психолого-педагогическая экспертиза ребёнка проводится только в присутствии законного представителя несовершеннолетнего. Законным представителем несовершеннолетнего являются его родители и официальные опекуны. 

   В соответствии со ст.64 Семейного Кодекса РФ, “Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

      Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей”.

   В ходе экспертизы проводится психологическое исследование личности ребёнка, уровня его психического и психологического развития, его отношений с родителями, родственниками и социальным окружением. Также в большинстве случаев исследуются способности ребёнка к адаптации в среде, уровень его самостоятельности.

     По судебным спорам, в ходе которых необходимо выяснить мнение ребёнка в отношении того или иного вопроса, например, с кем из родителей желает проживать ребёнок, помимо самого мнения ребёнка, исследуется также уровень внушаемости ребёнка и его способность самостоятельно принимать решение, понимать содержание своей воли и делать свободное волеизъявление. Именно эти вопросы исследует экспертиза детей.

  Все исследования проводятся с использованием специализированных и стандартизированных методов психологического исследования.

   В обязательном порядке психологическому анализу подвергаются медицинские и характеризующие ребенка документы, предоставленные судом и родителями видеоаудиозаписи и фотоизображения.

   В отношении  детей дошкольного и младшего школьного возраста  психологические экспертные исследования проводятся, как правило, в игровой форме. В исследовании преобладают проективные методы и психодиагностическая беседа.

    В отношении более взрослых детей также используются опросники. В ходе экспертизы опытные эксперты обязательно используют видеосъёмку, дополнительный психологический анализ которой проводится после очного психодиагностического исследования.

Возможности экспертного исследования нарушений психики и деятельности детей, обусловленных органическими факторами

       Проконсультироваться с судебным экспертом-психологом по вопросам проведения психологической экспертизы ребенка, родителей или детско-родительских отношений можно по телефону: 8 (495)-118-31-03

      Получить письменный ответ на Ваш вопрос можно, послав запрос на электронную почту: v@psy-expert.ru

      Психологические экспертизы детей и родителей проводятся по адресу:

125009, г. Москва, ул. Тверская, д.20, стр.1  станции метро : Пушкинская, Тверская, Чеховская

Источник: https://www.expertiza-rebenka.com/page2

ЗаконоСфера
Добавить комментарий